Босния: людей вывел на улицы голод, а не политика

На сайте КРАС опубликован взвешенный и весьма информативный материал о протестах в Боснии. Несмотря на то, что социальный аспект и пролетарская линия в этих протестах четко проглядываются, к сожалению, пролетариату пока далеко до независимой классовой политики, тем более до революции. Также, крайне негативно сказывается отсутствие полноценной революционно-пролетарской организации в этих событиях, что ведет к росту влияния мелкобуржуазных радикалов и буржуазных оппозиционеров.

На фоне пестрых и противоречивых требований протестующих, советники правящего класса ищут любые пути для того, чтобы спасти корчащуюся в глубоком кризисе капиталистическую систему в Боснии и Герцеговине.

"Первые два дня демонстраций в Боснии и Герцеговине политики были изумлены тем, что народ, который проявлял безграничную терпимость на протяжении 20 лет, вдруг подал свой голос. Некоторые принялись ругаться, другие испугались, потому что под угрозой оказалось их имущество. Затем они начали кампании, взаимные обвинения, теории заговора и накачку национализма. Аналитики говорят, что всего этого следовало ожидать в ситуации, когда они приперты к стене и желают сохранить то, что с такой легкостью приобрели на протяжении долгих лет за счет других. Экономисты предлагают возможные решения, напоминая, что при нынешней структуре власти они неосуществимы", – пишет боснийское издание "Хабер".

Социальный характер бунта

"Граждане Боснии и Герцеговины ясно показали, что протестуют, потому что они голодны, а не потому что политизированы, манипулируемы, или потому что они злые хулиганы, как их в эти дни уже назвало большинство политиков страны.

Политики Боснии и Герцеговины уже 3 дня обвиняют друг друга в том, что они виновны в народном бунте, ведут политические кампании с экранов телевизоров, умывают руки, утверждая, что они были опечалены и потрясены, но невиновны, рассказывают истории о национализме и ненависти, как это делали и в предыдущие годы, когда они в головокружительном темпе умножали свои богатства, считают аналитики".

Как отмечает "Хабер", аналитики и экономисты уже предлагают свои пути решения проблем, включая формирование технических экспертных правительств, отмену результатов приватизации и проведение новой, с массовым акционированием и распределением акций среди работников (источник).

Политизация?

Другое направление, по которому идут сейчас попытки загасить бунт трудящихся – это стремление перевести протест из социального русла в политическое. Оппозиционные группировки, оттесненные от власти на уровне страны, ее частей и кантонов, возлагают ответственность за бедственную ситуацию не на государственно-капиталистическую систему, а на "несовершенную" политическую структуру Боснии и Герцеговины – с ее разделением на "национальные" образования и федерируемые кантоны. Выступая под флагом "борьбы с национализмом", они просто подменяют этнически-общинный национализм "боснийцев", "хорватов" и "сербов" – государственническим боснийским национализмом. Некоторые из этих оппозиционеров (как, например, группа "Удар") ловко соединяют в своем списке требований социальные и экономические лозунги с призывами укрепить государственную централизацию и активизировать процесс вступления страны в НАТО и Европейский союз. "Ударники" не скрывают своих притязаний на руководство протестами. Как сообщает тот же "Хабер", лидер группы Алдин Ширанович заявил, что именно он является организатором протестов, и отверг собираемые в различных городах ассамблеи протестующих как "манипулируемые" (источник). О том, что его призывы к вступлению в НАТО также являются чистейшей манипуляцией, самозваный "вождь", разумеется, умолчал.

Профсоюзные боссы, как всегда и везде, вполне осознанно взяли на себя роль соглашателей. "Господа должны уйти в отставку. Это наше предварительное условие, после чего мы хотим, чтобы были проведены внеочередные выборы, но при новых обстоятельствах и условиях", – заявил на пресс-конференции в Мостаре лидер Союза независимых профсоюзов Йосип Милич. Представители всех профсоюзов заявили, что они "поддерживают протесты", но… осуждают "хулиганство" и "вандализм" (источник)

Требования

Если внимательнее присмотреться к требованиям протестующих, то станет очевидным, что в них причудливым образом перемешиваются пункты политические и социальные. Учитывая почти полное отсутствие либертарных традиций в стране, это, в общем-то, неудивительно. Люди не доверяют существующим политикам и партиям, но не представляют себе, как можно организовать жизнь без правительства. Они надеются на то, что независимые и "незаинтересованные" лица, которые не замешаны в коррупции и разграблении, составят новые "технические" правительства и выполнят социальные требования простых людей. И некому объяснять им, что никакой "незаинтересованной" власти не существует, и что менять надо не властвующих лиц, а Систему.

Правда, в отличие от участников российских протестов "за честные выборы" и украинского Майдана, боснийские протестующие не собираются давать этим будущим правительствам "карт-бланш": они надеются заставить их выполнить свои социальные требования, носящие вполне конкретный характер. Надежда – это прекрасно. Вот только она никак не соответствует логике власти: оказавшись в министерских креслах, "новые лица" станут не удовлетворять чаяния людей труда, а спасать капитализм. В лучшем случае они пойдут на небольшие уступки с тем, чтобы затем процесс капиталистического грабежа возобновился… Разве что награбленные деньги потекут, быть может, в иные карманы…

Но пока пестрая смесь требований продолжает звучать на улицах и площадях Боснии и Герцеговины.

Новые протесты

В Тузле – эпицентре бунта – протестующие снова собрались 11 февраля у здания кантонального правительства. Представительница ассамблеи граждан Эмина Бусуладжич передала Скупщине кантона список требований, обязательных для исполнения, и заявила о том, что мирные протесты будут продолжаться. Среди требований: отставка кантонального правительства и министра внутренних дел, учет стажа работников фирм-банкротов и уплата за них взносов в фонды социального и медицинского страхования, возобновление производства на этих предприятиях. "Все эти пункты граждане приняли на ассамблее и передали Скупщине кантона Тузлы с тем, чтобы вместе со Скупщиной решить пункт за пунктом", – заявила Бузуладжич. На заседании Скупщины премьер и все министры были отрешены от должностей. Помимо Тузлы, демонстрации прошли и в других городах – Лукавце, Калесии (где около 500 человек блокировали магистральное шоссе М4), Живиницах и Челиче (источник).

В Брчко делегация неформального движения "Протест Брчко" при поддержке сотен собравшихся манифестантов передала мэру Анто Домичу список из 12 требований. Первым в списке значится требование направить средства, которые власти округа держат в коммерческих банках, на ежемесячную выплату по 100 конвертируемых марок каждому жителю, зарегистрированному на бирже труда, и каждому пенсионеру, получающему минимальную пенсию. Мэр принял список, но отказался подписать его. Переговоры длились 3 часа. Затем демонстранты разошлись, постановив вернуться к зданию правительства на следующий день в полдень (источник).

В столице страны Сараево демонстрация, как и было запланировано, началась в полдень. Накануне манифестанты выдвинули требования отставки федерального правительства, ликвидации кантонов, снижения жалования депутатам на 50%, смены директора пенсионного ведомства, повышения пенсий, не достигающих 1000 конвертируемых марок, предоставления безработным работы и пособий, ликвидации "черной" занятости.

11 февраля сотни демонстрантов пришли к трамвайной остановке близ здания Президиума Боснии и Герцеговины. Из-за протестов было частично прервано троллейбусное сообщение. Примерно в 13.00 участники демонстрации двинулись к зданию правительства Федерации, скандируя "Воры!". Полицейские преградили путь, выставив железную ограду. Манифестанты требовали отставки премьера и создания переходного правительства "экспертов" до выборов (как будто они могут разрешить кризис, а не приведут к очередной перетасовке партий у власти!). Другие требования (помимо упомянутых) включали: пересмотр приватизации, конфискация незаконно нажитого имущества, медицинское страхование для всех, отмена служебных автомобилей и телефонов. Протестующие блокировали перекресток улиц Тито и короля Томислава. Протест проходил мирно.

Стоит отметить, что в то же самое время некоторые из демонстрантов держали плакаты "Евросоюз, помоги!", а один из участников призвал к формированию правительства из… "бизнесменов, которые знают работу фабрик". "Не надо жечь их дачи, – взывал он. – Надо отобрать их по закону и вернуть народу" (источник).

В Мостаре около 700 демонстрантов снова собрались на Испанской площади. Они требовали отставки всех уровней власти, обвиняя их в тяжелом социальном кризисе и "внесении национального раскола" в протесты. Движение транспорта было на время прервано. Полиция не вмешивалась (источник).

Комментариев нет:

Отправить комментарий