Чтобы увеличить, нажмите на фото |
Эпоха до государства
Государство, как известно, существовало не всегда. Первобытнообщинный строй не знал никакого государства (парламента, правительства, полиции и т.д.) и совершенно в нем не нуждался. Причины, по которым в первобытном обществе государства не существовало, кроются в экономическом базисе данного общества.
Производительность труда первобытного человека была крайне низкой. Дело в том, что производства в собственном смысле этого слова не существовало. Люди добывали пропитание собирательством и охотой, то есть просто брали от природы готовые продукты. Каждый «производил» (то есть собирал и добывал) примерно столько, сколько сам съедал.
Чтобы лучше продемонстрировать, сколь низким был уровень производительности труда первобытного человека, можно привести следующий расчет: археологи подсчитали, что охотничьей общине численностью в 50 человек, требовалось в год 11 тонн мяса — примерно 600 граммов мяса в день на одного едока. Охота же на мамонтов могла дать с каждых ста квадратных километров территории около полторы тонны мяса. Значит общине численностью в пятьдесят человек, считая детей, нужно было вести охоту на территории в 700-800 квадратных километров. Таким образом, на площади, равной территории современной Франции, могли прокормиться не более тридцати-сорока тысяч человек.
Ясно, что при такой «производительности» никакая эксплуатация невозможна: не получится поработить человека, который «производит» примерно столько же, сколько сам съедает, так как он просто умрет от голода (поэтому, во время войн, например, побежденных или убивали, или принимали полноправными членами общины, но не порабощали, так как экономически это было невыгодно и невозможно).
Возникновение государства
В результате повышения производительности труда (благодаря переходу от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию, а также за счет совершенствования орудий) появилась возможность эксплуатации. Теперь люди производили больше продуктов, чем необходимо для простого физического выживания. Убивать пленных становилось нерентабельно: стало выгоднее заставить их работать. Так, благодаря росту производительности труда, возникло рабство. Человечество разделилось на классы: рабов и рабовладельцев [1].
Между рабами и рабовладельцами существовали непримиримые противоречия – они были смертельными врагами. Чтобы заставить рабов подчиняться и подавлять их восстания, рабовладельцам нужен был аппарат насилия. Таким аппаратом насилия и стало государство. Согласно историческим данным, государство появляется только тогда, когда общество разделяется на антагонистические классы. Оно инструмент в руках господствующего класса для подавления, угнетения и эксплуатации рядовых тружеников.
Рабовладельческое государство
Итак, в первобытном обществе низкая производительность труда не позволяла возникнуть эксплуатации, поэтому при первобытнообщинном строе не было государства, так как последнее просто было ему не нужно и потому не могло возникнуть в доклассовый период человеческой истории. Рост производительности труда привел к возникновению эксплуататорской системы, первой формой которой стал рабовладельческий строй. Двумя основными классами в этом обществе были, соответственно, рабы и рабовладельцы. Рабы стремились вернуть себе свободу и не горели желанием работать на своих хозяев. Только силой можно было сломить сопротивление невольников и заставить их повиноваться рабовладельцам. Такой силой и стало рабовладельческое государство.
Рабовладельческое государство принимало в истории разные формы. Классическими примерами являются Античная Греция и Древний Рим. И в Греции, и в Риме встречаются три основные формы государства: монархия, аристократическая республика и демократия. Но все равно это были: рабовладельческая монархия, рабовладельческая аристократическая республика и рабовладельческая демократия.
Не смотря на то, что в различных странах рабовладельческое государство принимало чрезвычайно разные формы правления, суть его всегда оставалась той же: рабы не имели никаких прав и оставались основным угнетенным классом. Если это была демократия, то она была демократией для рабовладельцев и свободных. Для рабов даже самое наидемократичнейшее рабовладельческое государство оставалось диктатурой рабовладельцев.
Феодальное государство
Со временем рабовладельческий строй приходил в упадок. Например, древнеримскому рабовладельцу дешево обходилось содержание рабов, но и работали они очень плохо – производительность рабского труда оставалась крайне низкой; еще хуже оказывалось качество продуктов их труда. Невольникам, обрабатывавшим землю, было безразлично, хороший или плохой урожай она принесет. Каким бы ни был результат, они все равно получали ровно столько, чтобы не умереть с голоду. Поэтому рабы старались работать как можно меньше и как можно хуже. Ненавидя своих хозяев, они ломали орудия и калечили скот. В этой ситуации даже сильное рабовладельческое государство не могло помочь. В определенный момент рабовладельческий строй изжил себя экономически, и никакие репрессии государства против рабов не могли его спасти.
В том же Древнем Риме во II веке многие землевладельцы начали делить свои имения на мелкие участки и сдавать их в аренду свободным беднякам-колонам. Часть урожая колон отдавал владельцу земли, но остальное оставлял себе. Поэтому колоны, в отличие от рабов, были заинтересованы в том, чтобы собрать хороший урожай. Они работали лучше, чем рабы, берегли скот и орудия труда. Так зарождался феодализм в Европе. В других регионах мира это происходило несколько иначе и в иные сроки, но общая закономерность была такой же.
Главными классами феодального общества были крестьянство и феодалы. Феодалы обладали монопольной собственностью на землю, вследствие чего крестьяне оказывались в полной экономической зависимости от них. За пользование земельным наделом и другими принадлежащими феодалу средствами труда крестьянин обрабатывал помещичью землю (отработочная рента, или барщина). Позже на смену барщине пришла продуктовая и денежная рента (оброк). Ясно, что по своей воле крестьянин не согласился бы бесплатно работать на феодала или платить ему налог. Только силой можно было заставить крестьян подчиниться такому порядку вещей. Для этого и нужна была феодалам собственная государственная машина. Феодальное государство верно защищало их интересы, и с кровавой жестокостью подавляло восстания и бунты крестьян.
Буржуазное государство
Затем феодализм повторил судьбу рабовладельческого строя: пришел в упадок и, в конце концов, его сменила новая эксплуататорская формация – капитализм. Становление капитализма происходило, в основном, за счет разорения крестьянства и превращения крестьян в пролетариев – людей, лишенных средств производства, и вынужденных, чтобы жить, продавать свою рабочую силу. Двумя основными классами капиталистического общества являются, соответственно, буржуазия и пролетариат.
Как только буржуазия стала господствующим классом, ей понадобилось собственное государство, то есть аппарат насилия, который бы защищал ее собственность и власть.
Форма правления буржуазии бывает различной: от монархии (Великобритания, Испания) и откровенной диктатуры (фашистская Германия, Чили времен Пиночета) до демократической республики. Но, как и в эпоху рабства, какую бы форму не принимало капиталистическое государство, сущность его остается одной и той же – это господство буржуазии. Если это монархия, то это буржуазная монархия, если демократия — то это буржуазная демократия.
О буржуазной демократии следует сказать пару слов особо. Идеологи буржуазии пытаются внушить угнетенным классам, что при демократии все равны и имеют одинаковые возможности. Но это – ложь. Как рабовладельческая демократия была демократией только для рабовладельцев, так и буржуазная демократия является демократией исключительно для буржуазии. Как только рабочие пытаются свергнуть власть капитала или покушаются на «священную» частную собственность буржуазии, демократическое государство начинает репрессии, кровопролитие и террор против рабочих с такой же жестокостью, как и откровенно диктаторские государства. Единственная разница между буржуазной диктатурой и буржуазной демократией состоит в том, что при буржуазной демократии насилие и репрессии против рабочих лживо прикрывают словами о «свободе» и «равноправии».
Пролетарская революция против государства
Свержение власти господствующего капиталистического класса невозможно без ликвидации буржуазного государства. Невозможно бороться против капитализма, не борясь в то же самое время против государства, потому, что государство – это главная опора господствующего класса.
Чтобы освободить себя и все человечество от капиталистической эксплуатации, рабочий класс должен первым делом уничтожить государство – полицию, армию, спецслужбы, аппарат чиновников и т.д.
Первый свой удар пролетарская революция нанесет по государству.
Цель революции
Конечной целью пролетарской революции является построение коммунистического общества – общества социальной свободы (без деления человечества на классы, без власти одних людей над другими), где собственность на средства производства будет принадлежать всему человечеству и производство будет вестись не ради прибыли ничтожной кучки эксплуататоров, а ради удовлетворения потребностей всех людей.
Но в то же время будет утопией считать, что коммунизм наступит на следующий день после победы революции. При этом одной из главных помех на пути построения свободного коммунистического общества окажется попытка свергнутых господствующих классов вернуть себе власть и старые привилегии. Они попытаются вновь подчинить трудящихся своей воле и своим интересам.
Чтобы не дать свергнутой буржуазии снова загнать человечество в оковы капиталистического рабства, рабочему классу придется для защиты революции установить свою временную власть. Эта власть будет принадлежать подавляющему большинству человечества, поэтому власть трудящихся не будет государством (государство — это аппарат насилия, подчиняющий большинство меньшинству), так как будет направлена против бывших господ, составляющих незначительное меньшинство человечества.
Когда власть рабочего класса выполнит свою задачу — ликвидирует опасность капиталистической реставрации, она начнет отмирать, так как в ней отпадет необходимость. Кроме того, после исчезновения класса капиталистов исчезнут и все остальные классы – наступит бесклассовое общество. Таким образом, временная власть рабочего класса является переходной ступенью к коммунизму.
Власть рабочего класса
Первой задачей пролетариата является уничтожение государства – аппарата насилия эксплуататорских классов. Без этого невозможна победа пролетарской революции.
Чтобы власть рабочего класса была прочной, все оружие должно перейти под контроль самоорганизованных пролетарских собраний (советов, ассамблей и т.д.).
Там, где на некоторое время после победы революции по тем или иным причинам еще понадобятся должностные лица, будет введена их всеобщая выборность и сменяемость в любое время. Уровень жизни должностных лиц будет не выше среднего уровня жизни рабочих.
Институт чиновничества ликвидируют. Административные функции по очереди и совместно начнут выполнять все трудящиеся. Как остроумно заметил Владимир Ленин, бюрократами будут все, поэтому бюрократом не будет никто.
Все вышеперечисленное невозможно, если собственность на средства производства останется в руках капиталистов. Поэтому установив свою власть, рабочий класс проведет экспроприацию и социализацию производства, чтобы отменить наемный труд и товарное производство.
Власть одних людей над другими людьми будет ликвидирована и заменена совместным товарищеским управлением над вещами.
Для того, чтобы иметь возможность активно участвовать в общественной жизни и самостоятельно контролировать свою жизнь – нужно свободное время. Поэтому рабочий день будет постоянно сокращаться.
Таковы основные, хотя далеко и не все, черты пролетарской власти, которые можно спрогнозировать уже сейчас.
После того, как будет окончательно ликвидировано товарное производство и исчезнет классовое разделение общества, политическая власть пролетариата начнет отмирать за ненадобностью, и преобразуется во всемирную бесклассовую ассоциацию, в которой свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех.
Заключение
Краткий исторический экскурс показывает, что государство – это аппарат насилия. Но при этом, оно не просто аппарат насилия, а такой аппарат насилия, который направлен на подавление большинства в интересах меньшинства. Другими словами, государство – это социальный институт, служащий защите интересов ЭКСПЛУАТАТОРСКИХ классов. Оно возникло тогда, когда эксплуататорским классам понадобилось подчинить себе большую часть общества.
Хотя власть трудящихся тоже будет вынуждена применять насилие для защиты завоеваний революции, но эта власть не будет государством, потому что государство, как выше было показано, это такой аппарат насилия и управления, который защищает интересы меньшинства, подавляет большинство и сохраняет эксплуатацию. Власть пролетариата будет властью БОЛЬШИНСТВА общества, она будет направлена против эксплуатации, и поэтому эта власть не является государством [2].
Товарищ Плагиатор
=====================================
Примечание:
1. Процесс возникновения рабовладельческого строя ради краткости описан в данной статье слишком схематично. В разных регионах мира переход от первобытнообщинного строя к рабству имел собственную специфику. Где-то из-за роста производительности труда возникал обособленный труд (то, что раньше невозможно было сделать в одиночку, после усовершенствования орудий труда стало по силам одному человеку), и вследствие этого необходимо появлялась частная собственность. Где-то переход происходил из-за разделения внутри общин функций управления и исполнения.
2. Данная статья слишком схематична и абстрактна. Многие аспекты поднятой темы она не осветила или осветила в недостаточной степени. Поэтому статья является всего лишь вступлением к сложному и большому вопросу о пролетарской революции и государстве.
Государство, как известно, существовало не всегда. Первобытнообщинный строй не знал никакого государства (парламента, правительства, полиции и т.д.) и совершенно в нем не нуждался. Причины, по которым в первобытном обществе государства не существовало, кроются в экономическом базисе данного общества.
Производительность труда первобытного человека была крайне низкой. Дело в том, что производства в собственном смысле этого слова не существовало. Люди добывали пропитание собирательством и охотой, то есть просто брали от природы готовые продукты. Каждый «производил» (то есть собирал и добывал) примерно столько, сколько сам съедал.
Чтобы лучше продемонстрировать, сколь низким был уровень производительности труда первобытного человека, можно привести следующий расчет: археологи подсчитали, что охотничьей общине численностью в 50 человек, требовалось в год 11 тонн мяса — примерно 600 граммов мяса в день на одного едока. Охота же на мамонтов могла дать с каждых ста квадратных километров территории около полторы тонны мяса. Значит общине численностью в пятьдесят человек, считая детей, нужно было вести охоту на территории в 700-800 квадратных километров. Таким образом, на площади, равной территории современной Франции, могли прокормиться не более тридцати-сорока тысяч человек.
Ясно, что при такой «производительности» никакая эксплуатация невозможна: не получится поработить человека, который «производит» примерно столько же, сколько сам съедает, так как он просто умрет от голода (поэтому, во время войн, например, побежденных или убивали, или принимали полноправными членами общины, но не порабощали, так как экономически это было невыгодно и невозможно).
Возникновение государства
В результате повышения производительности труда (благодаря переходу от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию, а также за счет совершенствования орудий) появилась возможность эксплуатации. Теперь люди производили больше продуктов, чем необходимо для простого физического выживания. Убивать пленных становилось нерентабельно: стало выгоднее заставить их работать. Так, благодаря росту производительности труда, возникло рабство. Человечество разделилось на классы: рабов и рабовладельцев [1].
Между рабами и рабовладельцами существовали непримиримые противоречия – они были смертельными врагами. Чтобы заставить рабов подчиняться и подавлять их восстания, рабовладельцам нужен был аппарат насилия. Таким аппаратом насилия и стало государство. Согласно историческим данным, государство появляется только тогда, когда общество разделяется на антагонистические классы. Оно инструмент в руках господствующего класса для подавления, угнетения и эксплуатации рядовых тружеников.
Рабовладельческое государство
Итак, в первобытном обществе низкая производительность труда не позволяла возникнуть эксплуатации, поэтому при первобытнообщинном строе не было государства, так как последнее просто было ему не нужно и потому не могло возникнуть в доклассовый период человеческой истории. Рост производительности труда привел к возникновению эксплуататорской системы, первой формой которой стал рабовладельческий строй. Двумя основными классами в этом обществе были, соответственно, рабы и рабовладельцы. Рабы стремились вернуть себе свободу и не горели желанием работать на своих хозяев. Только силой можно было сломить сопротивление невольников и заставить их повиноваться рабовладельцам. Такой силой и стало рабовладельческое государство.
Рабовладельческое государство принимало в истории разные формы. Классическими примерами являются Античная Греция и Древний Рим. И в Греции, и в Риме встречаются три основные формы государства: монархия, аристократическая республика и демократия. Но все равно это были: рабовладельческая монархия, рабовладельческая аристократическая республика и рабовладельческая демократия.
Не смотря на то, что в различных странах рабовладельческое государство принимало чрезвычайно разные формы правления, суть его всегда оставалась той же: рабы не имели никаких прав и оставались основным угнетенным классом. Если это была демократия, то она была демократией для рабовладельцев и свободных. Для рабов даже самое наидемократичнейшее рабовладельческое государство оставалось диктатурой рабовладельцев.
Феодальное государство
Со временем рабовладельческий строй приходил в упадок. Например, древнеримскому рабовладельцу дешево обходилось содержание рабов, но и работали они очень плохо – производительность рабского труда оставалась крайне низкой; еще хуже оказывалось качество продуктов их труда. Невольникам, обрабатывавшим землю, было безразлично, хороший или плохой урожай она принесет. Каким бы ни был результат, они все равно получали ровно столько, чтобы не умереть с голоду. Поэтому рабы старались работать как можно меньше и как можно хуже. Ненавидя своих хозяев, они ломали орудия и калечили скот. В этой ситуации даже сильное рабовладельческое государство не могло помочь. В определенный момент рабовладельческий строй изжил себя экономически, и никакие репрессии государства против рабов не могли его спасти.
В том же Древнем Риме во II веке многие землевладельцы начали делить свои имения на мелкие участки и сдавать их в аренду свободным беднякам-колонам. Часть урожая колон отдавал владельцу земли, но остальное оставлял себе. Поэтому колоны, в отличие от рабов, были заинтересованы в том, чтобы собрать хороший урожай. Они работали лучше, чем рабы, берегли скот и орудия труда. Так зарождался феодализм в Европе. В других регионах мира это происходило несколько иначе и в иные сроки, но общая закономерность была такой же.
Главными классами феодального общества были крестьянство и феодалы. Феодалы обладали монопольной собственностью на землю, вследствие чего крестьяне оказывались в полной экономической зависимости от них. За пользование земельным наделом и другими принадлежащими феодалу средствами труда крестьянин обрабатывал помещичью землю (отработочная рента, или барщина). Позже на смену барщине пришла продуктовая и денежная рента (оброк). Ясно, что по своей воле крестьянин не согласился бы бесплатно работать на феодала или платить ему налог. Только силой можно было заставить крестьян подчиниться такому порядку вещей. Для этого и нужна была феодалам собственная государственная машина. Феодальное государство верно защищало их интересы, и с кровавой жестокостью подавляло восстания и бунты крестьян.
Буржуазное государство
Затем феодализм повторил судьбу рабовладельческого строя: пришел в упадок и, в конце концов, его сменила новая эксплуататорская формация – капитализм. Становление капитализма происходило, в основном, за счет разорения крестьянства и превращения крестьян в пролетариев – людей, лишенных средств производства, и вынужденных, чтобы жить, продавать свою рабочую силу. Двумя основными классами капиталистического общества являются, соответственно, буржуазия и пролетариат.
Как только буржуазия стала господствующим классом, ей понадобилось собственное государство, то есть аппарат насилия, который бы защищал ее собственность и власть.
Форма правления буржуазии бывает различной: от монархии (Великобритания, Испания) и откровенной диктатуры (фашистская Германия, Чили времен Пиночета) до демократической республики. Но, как и в эпоху рабства, какую бы форму не принимало капиталистическое государство, сущность его остается одной и той же – это господство буржуазии. Если это монархия, то это буржуазная монархия, если демократия — то это буржуазная демократия.
О буржуазной демократии следует сказать пару слов особо. Идеологи буржуазии пытаются внушить угнетенным классам, что при демократии все равны и имеют одинаковые возможности. Но это – ложь. Как рабовладельческая демократия была демократией только для рабовладельцев, так и буржуазная демократия является демократией исключительно для буржуазии. Как только рабочие пытаются свергнуть власть капитала или покушаются на «священную» частную собственность буржуазии, демократическое государство начинает репрессии, кровопролитие и террор против рабочих с такой же жестокостью, как и откровенно диктаторские государства. Единственная разница между буржуазной диктатурой и буржуазной демократией состоит в том, что при буржуазной демократии насилие и репрессии против рабочих лживо прикрывают словами о «свободе» и «равноправии».
Пролетарская революция против государства
Свержение власти господствующего капиталистического класса невозможно без ликвидации буржуазного государства. Невозможно бороться против капитализма, не борясь в то же самое время против государства, потому, что государство – это главная опора господствующего класса.
Чтобы освободить себя и все человечество от капиталистической эксплуатации, рабочий класс должен первым делом уничтожить государство – полицию, армию, спецслужбы, аппарат чиновников и т.д.
Первый свой удар пролетарская революция нанесет по государству.
Цель революции
Конечной целью пролетарской революции является построение коммунистического общества – общества социальной свободы (без деления человечества на классы, без власти одних людей над другими), где собственность на средства производства будет принадлежать всему человечеству и производство будет вестись не ради прибыли ничтожной кучки эксплуататоров, а ради удовлетворения потребностей всех людей.
Но в то же время будет утопией считать, что коммунизм наступит на следующий день после победы революции. При этом одной из главных помех на пути построения свободного коммунистического общества окажется попытка свергнутых господствующих классов вернуть себе власть и старые привилегии. Они попытаются вновь подчинить трудящихся своей воле и своим интересам.
Чтобы не дать свергнутой буржуазии снова загнать человечество в оковы капиталистического рабства, рабочему классу придется для защиты революции установить свою временную власть. Эта власть будет принадлежать подавляющему большинству человечества, поэтому власть трудящихся не будет государством (государство — это аппарат насилия, подчиняющий большинство меньшинству), так как будет направлена против бывших господ, составляющих незначительное меньшинство человечества.
Когда власть рабочего класса выполнит свою задачу — ликвидирует опасность капиталистической реставрации, она начнет отмирать, так как в ней отпадет необходимость. Кроме того, после исчезновения класса капиталистов исчезнут и все остальные классы – наступит бесклассовое общество. Таким образом, временная власть рабочего класса является переходной ступенью к коммунизму.
Власть рабочего класса
Первой задачей пролетариата является уничтожение государства – аппарата насилия эксплуататорских классов. Без этого невозможна победа пролетарской революции.
Чтобы власть рабочего класса была прочной, все оружие должно перейти под контроль самоорганизованных пролетарских собраний (советов, ассамблей и т.д.).
Там, где на некоторое время после победы революции по тем или иным причинам еще понадобятся должностные лица, будет введена их всеобщая выборность и сменяемость в любое время. Уровень жизни должностных лиц будет не выше среднего уровня жизни рабочих.
Институт чиновничества ликвидируют. Административные функции по очереди и совместно начнут выполнять все трудящиеся. Как остроумно заметил Владимир Ленин, бюрократами будут все, поэтому бюрократом не будет никто.
Все вышеперечисленное невозможно, если собственность на средства производства останется в руках капиталистов. Поэтому установив свою власть, рабочий класс проведет экспроприацию и социализацию производства, чтобы отменить наемный труд и товарное производство.
Власть одних людей над другими людьми будет ликвидирована и заменена совместным товарищеским управлением над вещами.
Для того, чтобы иметь возможность активно участвовать в общественной жизни и самостоятельно контролировать свою жизнь – нужно свободное время. Поэтому рабочий день будет постоянно сокращаться.
Таковы основные, хотя далеко и не все, черты пролетарской власти, которые можно спрогнозировать уже сейчас.
После того, как будет окончательно ликвидировано товарное производство и исчезнет классовое разделение общества, политическая власть пролетариата начнет отмирать за ненадобностью, и преобразуется во всемирную бесклассовую ассоциацию, в которой свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех.
Заключение
Краткий исторический экскурс показывает, что государство – это аппарат насилия. Но при этом, оно не просто аппарат насилия, а такой аппарат насилия, который направлен на подавление большинства в интересах меньшинства. Другими словами, государство – это социальный институт, служащий защите интересов ЭКСПЛУАТАТОРСКИХ классов. Оно возникло тогда, когда эксплуататорским классам понадобилось подчинить себе большую часть общества.
Хотя власть трудящихся тоже будет вынуждена применять насилие для защиты завоеваний революции, но эта власть не будет государством, потому что государство, как выше было показано, это такой аппарат насилия и управления, который защищает интересы меньшинства, подавляет большинство и сохраняет эксплуатацию. Власть пролетариата будет властью БОЛЬШИНСТВА общества, она будет направлена против эксплуатации, и поэтому эта власть не является государством [2].
Товарищ Плагиатор
=====================================
Примечание:
1. Процесс возникновения рабовладельческого строя ради краткости описан в данной статье слишком схематично. В разных регионах мира переход от первобытнообщинного строя к рабству имел собственную специфику. Где-то из-за роста производительности труда возникал обособленный труд (то, что раньше невозможно было сделать в одиночку, после усовершенствования орудий труда стало по силам одному человеку), и вследствие этого необходимо появлялась частная собственность. Где-то переход происходил из-за разделения внутри общин функций управления и исполнения.
2. Данная статья слишком схематична и абстрактна. Многие аспекты поднятой темы она не осветила или осветила в недостаточной степени. Поэтому статья является всего лишь вступлением к сложному и большому вопросу о пролетарской революции и государстве.
Комментариев нет:
Отправить комментарий